Газета "Горожанин" №4-2009 Загорянское ЖКХ: фас и профиль

16.06.2009 г.
Загорянское ЖКХ: фас и профиль

     За три года Администрация городского поселения Загорянский из конторы по выдаче справок превратилась в полноценный орган управления вопросами местного значения. Созданы службы по содержанию территории, ЖКХ, по развитию спорта, досуга, общественной жизни. Однако успехи озеровской Администрации вызывают раздражение у тех, кто утратил контроль над поселком и жаждет реванша, чтобы все вернуть на старые рельсы.
     Загорянские тарифы не увеличились в три раза, как рассказывал Глава района, а в домах муниципального жилого фонда планируется капитальный ремонт. Ветхое жилье также не останется без внимания. Работы по освещению и благоустройству поселка будут продолжаться.
Об этом и о многом другом рассказывает СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ АНДРИЯНОВ – начальник отдела муниципального хозяйства, имущества и общих вопросов Администрации городского поселения Загорянский.


Андриянов С.Н.

     – Сергей Николаевич, тарифы на услуги ЖКХ, их обоснованность и законность беспокоят жителей. Проблему усугубляют слухи, а люди хотят знать правду о том, что происходит с тарифами.
     – Тарифная политика, связанная с естественными монополиями, регулируется государством – где-то в большей, где-то в меньшей степени.
     - То есть, тарифы на ЖКХ устанавливает государство?
     – Не все. Есть тарифы, которые прямо устанавливает государство, его федеральные органы. Это плата за газ, плата населения за электрическую энергию.
Есть региональные тарифы, например, за тепловую энергию, их устанавливает правительство Московской области. И есть тарифы, вытекающие из региональных тарифов – это водоснабжение, водоотведение, подогрев воды. Плату за них устанавливают местные органы власти, но их предельный уровень регулируется областью. Это тарифы на коммунальные услуги, которые на 2009 год всем поселениям установил Щелковский муниципальный район. Только с 2010 года плату за коммунальные услуги поселения будут устанавливать самостоятельно.
     - Значит, разговоры о том, что тарифы на коммунальные услуги повысились только в Загорянке, являются злонамеренной ложью?
     – Мы знаем, кто в Загорянке, пользуясь случаем, пытается дестабилизировать обстановку. К сожалению, наша экономика так устроена, что при снижении цен на энергоносители населению приходится увеличивать свои расходы на самое необходимое, в том числе на жилище. Но изменить эту политику не в наших силах.
     - Однако следует признать, что плата за жилищные услуги и вывоз мусора в Щелкове и Загорянке разнится.
     – Жилищные услуги – это плата за наем, содержание и ремонт жилья, вывоз мусора. Плата за наем осталась прежней – 12 копеек за квадратный метр. Она не меняется уже лет 10, хотя есть новые методики ее расчета. Кстати, в Москве, где тарифы гораздо ниже областных по причине их дотации со стороны московского правительства, плата за наем составляет 84 копейки за м2.
Плата за ремонт и содержание жилья, в которую входят многие позиции, в соответствии с Жилищным кодексом должна устанавливаться общим собранием жителей по договору с управляющей компанией.
     - А если не договорятся?
     – Тогда действует прежняя плата, установленная в предыдущем году. Если управляющая организация не согласна работать по старым тарифам, она может отказаться от обслуживания дома.
Щелковский район все еще живет по тарифам, которые устанавливает власть, а управляющие компании не считают нужным выносить их на обсуждение жителей, за очень редким исключением – там, где люди сами инициируют собрания для согласование платы за техобслуживание и заключают договор.
     - Насколько мне известно, в Загорянке собрания не проводились, а плату за ремонт и содержание домов установила администрация поселения.
     – Если бы управляющие компании «Дефо» и «ЕДС» не ушли, то в домах, где был выбран способ управления (а их в Загорянке большинство), администрация не имела бы права регулировать эти тарифы. Но у нас произошел особый случай. В декабре обе компании отказались от договора, воспользовавшись статьей Гражданского кодекса о существенном изменении условий договора. Они посчитали, что если вместо администрации Щелковского района стороной договора становится администрация городского поселения Загорянский, это существенно меняет условия договора и дает им право расторгнуть его в одностороннем порядке.
     - Неужели?
     – Представьте! Прежде чем стать стороной договора и его пролонгировать, мы попросили обе компании отчитаться о проделанной работе за весь период их пребывания в Загорянке.
     - А вы имели на это право?
     – У администрации - главного представителя муниципальной собственности есть такое право, как, впрочем, у любого собственника жилья. «Дефо» и «ЕДС» отказались делать отчет.
     - Почему, как Вы думаете?
     – Собирая деньги с жителей, они не осуществляли расходы на содержание и ремонт жилых домов, предусмотренные нормативами. Другими словами, деньги собирали в течение нескольких лет, но на нужды жилого фонда их не тратили, о чем свидетельствует состояние домов.
     - Значит, эти фирмы ушли, прихватив деньги жильцов?
     – Конечно! Они понимали, что за их отчетами может последовать аудиторская проверка. А сегодня нет договора – и нет проблем! Мы были вынуждены решать вопрос об управлении многоквартирными домами, которые с 1 января остались без управляющей компании и договора, определяющего плату за обслуживание на 2009 год. В таком случае платежи согласно закону должен установить орган местного самоуправления. В соответствии с Уставом городского поселения Загорянский это является компетенцией Администрации.
     - А возмутители спокойствия убеждены, что платежи утверждает Совет депутатов.
     – В законе записано, что их утверждает орган местного самоуправления, которым является как Совет депутатов, так и Администрация поселения. И только в Уставе записано, какой именно орган наделен тем или иным полномочием.
     - Хорошо. Загорянка тарифы повысила с 1 января, а Щелково с 1 февраля. Почему?
     – Повторяю, повышение тарифов на коммунальные услуги установлено администрацией Щелковского района на всей его территории с 1 января 2009 года. Загорянская администрация установила только платежи на жилищные услуги – за найм, ремонт и содержание домов, вывоз мусора. И сделала это, как положено, за месяц до нового года. Совет депутатов г/п Щелково, который в соответствии со своим Уставом утверждает платежи, просто проспал этот вопрос, полагая, что их, как и коммунальные тарифы, должен устанавливать старший брат - район. Они опоздали с утверждением, поэтому повышение стоимости жилищных услуг в Щелкове произошло с 1 февраля.
     - Но выходит, что и щелковский горсовет не должен был утверждать платежи на обслуживание, если в Щелкове работают управляющие компании?
     – Совершенно верно. Мы досконально изучили этот вопрос, выясняя, какой надлежащий орган имеет право назначать коммунальные тарифы и жилищные платежи. Иначе они могут быть признаны недействительными. Не только в Загорянке, но во Фрянове, Монино и в Медвежьих Озерах новые платежи за обслуживание домов введены, как положено, с 1 января.

     Региональный стандарт услуг ЖКХ и плата за мусор

     Теперь о разнице в стоимости жилищных услуг. Люди спрашивают, почему в Загорянке плата за обслуживание дома и вывоз мусора выше, чем в Щелково.
     - Но это смотря в каком доме! В Щелкове стоимость этих услуг в одних домах 17 рублей, в других 24, а есть 30 и более рублей.
     – Да, дома разные, но я хочу, чтобы люди поняли. Органы местного самоуправления устанавливают плату за жилищные услуги (когда нет управляющей компании) не безнадзорно, а в соответствии с определенными принципами и порядком. Они определены законом Московской области «О региональном стандарте стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и стандарте стоимости капитального ремонта муниципального жилищного фонда на 2009 год». Стандарт определен для каждого из 300 муниципальных образований области.
     - Что, и для Загорянки в этом законе расписан стандарт?
     – Да, в нем есть и Загорянка, и Щелково, Монино, Фряново и т.д. Так вот, стоимость загорянского стандарта услуг на 2009 год этим законом установлена в 80 рублей 83 копейки за 1 м2 жилой площади в месяц.
     -То есть, это предел, за который нельзя выйти?
     – Нет, 80 рублей 83 копейки за м2 – это средняя величина. Есть дом ветхий – там плата меньше. В домах без удобств нормативная величина будет тоже меньше. В домах с лифтом плата будет выше. Но у нас дома с лифтом только на ВШК. Есть квартиры с большим количеством проживающих, и в этом случае нормативная величина возрастет, так как водоснабжение, подогрев и водоотведение рассчитывается с человека. В эту сумму входят все услуги, за исключением домофона, антенны и телефона. Но, хочу повторить, 80 руб. 83 коп. – это средняя величина. Конкретная цифра по каждой квартире может быть или больше, или меньше.
     - Как определить по платежке величину или отклонение от стандарта?
     – Надо делить общую сумму платежа без учета льгот (третий столбик в квитанции) за вычетом антенны и домофона на количество квадратных метров занимаемой площади.
     - А как быть с количеством проживающих?
     – Я еще раз повторяю, что это средняя величина, которая может быть больше или меньше в каждом конкретном случае. Но если просчитать все затраты на ЖКХ муниципальных жилых домов всего городского поселения Загорянский, включая электроэнергию и потребление газа, и разделить эту сумму на количество имеющихся квадратных метров, мы должны выйти на цифру 80 рублей 83 копейки, которую превысить не имеем абсолютно никакого права. В городе Щелково этот стандарт составляет 86,97 рублей. Собственно задача власти – регулировать тарифы в пределах стандарта, установленного законом Московской области.
     - Но, почему тогда в Загорянке отдельные платежи выше щелковских?
     – Они выше в конкретных домах, но в целом по поселению – они меньше. Например, я живу в Щелково, и за февраль средняя величина платежа за 1 м2 в моей квартире, где проживает 3 человека, составила 88,6 рублей при стандарте 86,97 рублей.
     - А у меня еще выше, так как я живу в доме с лифтом. За вывоз мусора в Щелкове теперь берут не с человека, а с квадратного метра. И вместо 37,34 рублей, которые раньше я платила за мусор, мне начисляют по 2,65 за метр, что в квартире площадью 31 м2 составляет 72,15 рубля, т.е. в два раза больше. Чтобы это повышение на 100 % не было заметно, плату за мусор спрятали в обслуживание и ремонт. В эту же строчку прячут и плату за лифт, которую в Щелкове также начисляют с метров. Это какой-то идиотизм! Квадратные метры ездят в лифте и мусорят.
     – Все платежи взяты не с потолка, а рассчитаны в соответствии с региональным стандартом. И если бы мы его превысили, нас тут же поправили - по этим платежам область проводит мониторинг. Не надо забывать, что стоимость обслуживания домов зависит от многих причин. Новые дома не требуют больших затрат, а в старых, где трубы рвутся и инженерное оборудование выходит из строя, затраты неизмеримо выше. В Загорянке установлены единые платежи в домах одинакового уровня удобств, кроме ветхого жилья.
     - А в городке ВШК стоимость услуг соответствует загорянскому стандарту?
     – ВШК – это отдельная тема. Там живут наши избиратели, и на них в полном объеме распространяется 131-й закон «О местном самоуправлении». Администрация обладает полномочиями по регулированию жилищных отношений на этой территории. Но, пользуясь закрытостью городка, управляющая компания, нанятая болшевской КЭЧ, информацию о тарифах ЖКХ нам не раскрывает. В ноябре прошлого года мы обратились в Минобороны, к командованию, в эксплуатационную часть с письмами о предоставлении нам соответствующей информации. Ответов не последовало. Судить о предоставляемых услугах и платежах, взимаемых с жителей ВШК, мы можем только по квитанциям, которые в частном порядке доходят до нас от граждан.
     - И что по ним видно?
     – Что в среднем плата за услуги ЖКХ выше, чем по Загорянке. С этим можно было согласиться, если бы жилищно-коммунальные услуги предоставлялись жителям ВШК хотя бы среднего качества. Но мы знаем, что в течение зимы отопление и горячая вода отключались на длительные сроки, невзирая на морозы, многочисленные протесты и комиссии из Москвы. Кроме этих нарушений в городке много других проблем – с лифтовым хозяйством, электрическим, с вывозом мусора, уборкой подъездов, аварийными ситуациями. То есть люди платят деньги, но вместо услуг по нормативам, получают их по минимуму, а обоснованность и организацию, установившую тарифы, проверить невозможно.
Но мы эту тему не оставляем, собираем сведения о реально предоставляемых услугах и средней величине тарифов. Накопившуюся за несколько месяцев информацию обобщаем и, наверное, будем обращаться в регулирующие органы, военную прокуратуру для защиты интересов граждан.

Тарифы согласуют с жителями

     - Сергей Николаевич, мне известно, что в апреле будут проходить общие собрания жителей.
     – Да. Это необходимо сделать, так как управляющая компания «Загорянская службы ЖКХ» назначена временно. 18 из 33 домов, находящихся в муниципальной собственности поселения, выбрали способ управления, им нужно будет заключить договор на обслуживание. В домах, где не было собраний по выбору способа управления и управляющей компании, надо выполнить эти требования Жилищного кодекса.
     - Значит, жители будут иметь право изменить тарифы за обслуживание и ремонт домов?
     – Хороший вопрос. Нас все время спрашивают, будут ли меняться тарифы. Законом предусмотрено изменение тарифов в течение календарного года, но только в одну сторону.
     - Увеличения?
     – Нет, только в сторону уменьшения. На собрании при выборе компании обязательно возникнет вопрос о тарифах на жилищные услуги и их обоснованности. Мы готовы к тому, что тарифы, установленные постановлением Главы поселения, будут уточняться. Но мы являемся противниками дифференцированных тарифов в домах с одинаковыми условиями проживания, что приведет к перекладыванию затрат на содержание одних домов на плательщиков, проживающих в других домах. Поэтому тарифы в домах с равноценными удобствами должны быть одинаковыми, по крайней мере, на 2009 год.
     - А если жители потребуют снизить тарифы?
     – Тариф должен быть экономически обоснован и не может быть ниже себестоимости, если только он не дотируется из какого-либо источника. Есть расчеты, согласно которым наши тарифы, в принципе, примерно соответствуют себестоимости услуг.
     Закончится первый квартал, и мы посмотрим произведенные затраты – теперь мы можем это сделать, так как управляющая компания для нас абсолютно прозрачна. Мы посмотрим начисленную и реально собранную сумму за жилищные услуги, реальную потребность управляющей компании и ее затраты на обслуживание с учетом того, что необходимо проводить текущие ремонты, работы по благоустройству и так далее. Если величина начисленных и собираемых денег в течение года будет существенно превышать потребности, тогда речь пойдет о прибыли. Но Глава поселения поставил задачу «Загорянской службе ЖКХ», что ни о какой прибыли с жителей речи быть не может. И вот за эти излишки можно будет говорить с жителями о снижении тарифов.
Сегодня величину затрат, необходимую на приведение домов в порядок, мы иначе, как опытным путем, узнать не можем. Ни одна из действовавших ранее управляющих компаний информацию о своих фактических, я подчеркиваю, фактических затратах никогда не предоставляла. Мы должны определить, что закладывали в свои расчеты ушедшие компании и чего они не делали из того, за что собирали с людей деньги. Известно, что они дифференцировали тарифы в домах с одинаковым набором удобств. Понятно, что делалось это не бескорыстно, иначе б они не сбежали.
Таким образом, мы проанализируем итоги 1-го квартала и, умножив их на 4, получим годовую цифру затрат. По количеству имеющихся в поселении квадратных метров можно будет обосновать изменение среднего стандарта для Загорянки. К апрелю мы сможем обобщить полученную информацию и доведем ее до жителей через газету и на собраниях. Кстати, вся информация о тарифах и платежах, о назначении управляющей компании печаталась в газете в ноябре и декабре. Я призываю жителей внимательнее читать официальные документы, мы публикуем их не для себя.
     - Тогда у возмутителей спокойствия не будет почвы для провокаций?
     – Я хочу, чтобы жители поняли, что любая власть не заинтересована в принятии непопулярных решений, если она не самоубийца. Наша администрация, прежде всего, заинтересована, чтобы тарифы и качество жилищно-коммунальных услуг отвечали нормам законодательства и соответствовали возможностям граждан. Мы не можем пороть отсебятину, это исключено. Сегодня каждый нормативный документ, выпущенный местными органами самоуправления, проверяется прокуратурой.
     Тот, кто подогревает ситуацию и распространяет слухи о том, что Администрация повысила тарифы в своих интересах, должен отвечать за свои слова, если он настоящий полковник (или подполковник). Это во-первых, а во-вторых, следует понять, что в тяжелой экономической ситуации нагнетать социальное напряжение и дестабилизировать обстановку мы не позволим. Правительство и Президент обращают на это особое внимание. Проблема есть, и мы ее знаем, но если подстрекательство будет продолжаться, придется принимать меры.
     - Разъясните, пожалуйста, тариф на вывоз мусора.
     – В Загорянке вывоз мусора рассчитывается с человека, а не с квадратного метра, как в Щелкове. Если подполковник утверждает, что в Щелкове тарифы ниже загорянских, пусть умножит 2,65 на 66 метров его жилой площади, получится 175 рублей, а в Загорянке за двух человек, прописанных в его квартире, ему начисляют 101 рубль. Разница ощутимая, да только в пользу Загорянки.
Много лет мы жили по нормативам за накопление и вывоз бытовых отходов и крупногабаритного мусора, установленным в 2000-м году для всего Щелковского района. Он составлял 1,38 кубометра в год. Считалось, что столько мусора производит 1 человек – от младенца до пенсионера. За прошедший период уровень потребления изменился, а вместе с ним изменилась структура мусора и его объем.
     Сегодня основу бытовых отходов составляют не бумага и шкурки пищевых отходов, а строительный мусор, старые диваны, холодильники, доски, чего раньше на помойку не выбрасывали. А если выбрасывали, за ними выстраивалась очередь. Теплицы из выброшенных рам и сараи из досок б/у все уже настроили. Поэтому количество мусора увеличивается катастрофически, его нельзя просто складировать, а надо перерабатывать и нести за это расходы. Поскольку обязанность за вывоз мусора лежит на органах местного самоуправления, встал вопрос, сколько же мусора мы вывозим.
В Академии коммунального хозяйства были заказаны расчеты применительно к городскому поселению Загорянский, которые показали, что на каждого жители поселка приходится 2,18 м3 мусора.

Благоустройство

     - В прошлом году Администрация поселения активно занималась благоустройством, люди ожидают дальнейшей работы в этом направлении. В связи с кризисом расходы предельно сокращены. Например, щелковский Дорпрогресс, отвечая на претензии главы района о безобразном состоянии дорог в г. Щелково, сказал, что денег нет даже на ямочный ремонт.
     – Я думаю, что все, что запланировано на этот год, мы должны сделать.
     - А что запланировано?
     – Пешеходные дорожки – сколько еще нам грязь месить? В этом году все дорожки, конечно, не  сделаем – нереально сразу сделать то, что не делалось 40 лет. Но программа такая есть: проложить тротуары к социальным, транспортным и другим объектам. В течение 2-3 лет программа будет выполняться. Как только стает снег, мы начнем работы по благоустройству, объявим конкурсы на содержание улично-дорожной сети, целевые работы по строительству объектов благоустройства. Конкурсная основа и работа с долгосрочными и заинтересованными партнерами, которые, понимая трудности, идут нам навстречу при согласовании стоимости работ, дают уверенность в том, что мы эту программу выполним.
     Задачи перед нами стоят большие, в этом году должны завершить строительство контейнерных площадок. Появится несколько новых детских площадок: в районе улицы Осипенко будет заменена детская площадка на новую; в районе улицы Соколовской и Текстильщиков выбираем сейчас место для детской площадки, она там очень нужна; и еще мы обещали новую площадку у 36-38-го домов по Орджоникидзе. В многоэтажном жилом секторе будут сделаны дорожные карманы для парковки, немного, но 2-3, наверное, появятся. Будет сделан выборочный ремонт покрытия внутриквартальных дорог. Если появится возможность, будем менять покрытие целиком там, где это необходимо. Речь идет о муниципальных дорогах городского поселения Загорянский. Что касается дорог общего пользования и автомобильных, программа по ним согласовывается с Мосавтодором, к весне станет понятно, что они смогут выполнить. Ямочный ремонт – однозначно будет, но мы надеемся и на новые дороги, хотя в условиях кризиса планировать трудно.
     - В 2008 году Мосавтодор выполнил большой объем работ на Загорянке, но район заблокировал их оплату. Николай Николаевич говорил, что Администрация истребует деньги через суд. Как успехи?
     – Общая задолженность районного бюджета перед Загорянкой - более 4 миллионов 600 тысяч рублей. Не оплачены работы, выполненные строительными организациями, за контейнерные площадки, за тротуары Дорпрогрессу, за уличное освещение. Обязательства по оплате расходов нес Щелковский район, поскольку в прошлом году мы жили по смете в составе районного бюджета. С августа основную часть наших расходов район перестал финансировать, хотя мы заключали договоры в пределах нашей сметы.
     Состоялось предварительное судебное заседание. Радует, что после этого районный Совет депутатов внес изменения в бюджет 2009 года, признал долги и предусмотрел средства на их погашение.
     - В этой ситуации оказалась одна Загорянка?
     – В такой ситуации оказались все поселения, но задолженность по Загорянке самая большая после города Щелково. Надо отдать должное нашим «кредиторам», которые, понимая ситуацию, ждут выплаты долгов. Иного решения суда, как о выплате долга, быть не может, а сроки и процедура взыскания предусмотрены Бюджетным кодексом.

План капитального ремонта жилых домов

     - Сергей Николаевич, какие направления в работе Вашего отдела будут приоритетными в этом году?
     – Надо до конца разобраться в управлении жилищным хозяйством, проанализировать состояние жилых домов и объектов имущества, которое мы приняли от района. Очень много вопросов по муниципальному и служебному жилью, по законности его предоставления.
     - Что Вы имеете в виду?
     – Выяснилось, что немало помещений у нас находится в служебном пользовании. Возникают вопросы, кем принималось решение о переводе помещений в разряд служебных и насколько оно обосновано, на каком основании предоставлялось жилье и кто в нем проживает. Мы собираем информацию и разбираемся в ней. К нам несут заявления, мы их проверяем. Есть факты, когда квартира предоставлялась одному человеку, а на самом деле в ней живут другие люди. Я не буду подробно на этом останавливаться, вполне вероятно, что этим будут заниматься правоохранительные органы. Мало того, что мы жилой фонд получили в плачевном состоянии, но еще и правовая основа (учет жилых помещений, законность предоставления квартир) находится в запущенном состоянии. К примеру, бабушка живет в общежитии, а по документам ей предоставлена квартира, о чем она, вероятно, ничего не знает. Или вот еще: семья проживает в квартире в течение трех лет, а она числится служебной и свободной. И таких вопросов очень много.
     Самая актуальная проблема – вхождение в Программу содействия проведению капитальных ремонтов жилого фонда в РФ. Мы должны этот вопрос решить в первой половине 2009 года. Нужно собрать кучу бумаг, провести анализ состояния домов, потребности в капитальном ремонте. Из федерального бюджета на эти цели выделяются очень большие деньги, и не воспользоваться этим – грех. Мы готовы софинансировать эту программу – 10 %  от стоимости ремонтов, которые в соответствии с Программой должны внести жители, мы предлагаем внести из нашего бюджета с последующим погашением этих денег жителями после проведения ремонтов.
     - В прошлом году говорили о 5 %?
     – Да в этом году уже 10, а на следующий год будет 20 %. Поэтому, чем быстрее мы соберемся и  включимся в Программу, тем дешевле нам будут стоить капремонты и меньше будет нагрузка на жителей. Также за счет нашего бюджета будут заменены семь бойлеров, что существенно улучшит качество горячей воды. Люди почувствуют это с началом нового отопительного сезона.
     - Что будет с ветхим фондом?

Программа по ветхому фонду
     – Отселение  жителей из ветхого фонда – очень важная часть наших планов. Здесь также необходимы срочные действия. Но для этого требуется признать фонд ветхим. В Щелковском районе за 20 лет лишь один дом был признан аварийным.
     – И то по суду квартиросъемщиков.
     – Район ничего не сделал, чтобы войти в Программу Московской области по отселению из ветхого и аварийного жилья, в которой на сегодняшний день участвуют 13 муниципальных образований. Программой предусмотрено за счет федерального (50 %) и областного бюджетов приобретение квартир для жителей домов, подлежащих отселению. Для этого в программе разработаны методики и технологии.
     Мы знаем, что у нас есть дома ветхие и на грани этого состояния - по улице Кирова, 16, 18, Осипенко, 18, Карла Маркса, 14. Реконструировать их бесполезно, это пустая трата денег. Наша задача – оформить экспертные документы на эти дома.
     - И Вы уже начали эту работу?
     – Да, мы собираем документы. Будет заказана и проведена экспертиза. В дальнейшем жители должны будут собрать и представить необходимые документы.
     – К этой программе еще не поздно подключиться?
     – Не поздно, но надо шевелиться. У  нас эта возможность появилась 1 января 2009 года. А на дома нет даже технических паспортов, их надо восстанавливать. По ним мы сейчас и работаем. Дальше надо принимать свою программу по ветхому жилью, направлять ее в область. Правительство Московской области должно рассмотреть наше обращение и вынести постановление о включении в областную программу. Планируем к осени решить задачу. Это не значит, что уже осенью люди получат жилье, но их поставят в график отселения.
     - И куда же будут отселять?
     – Речь может идти либо о строительстве муниципального жилья в Загорянке за счет средств областного бюджета, либо о приобретении жилья. Сегодня федеральное, а также областное правительство в целях поддержки строительной отрасли приобретает недвижимость на уровне 70 %-ной готовности для завершения строительства. Таким образом решается программа отселения из ветхого жилья. Если мы сегодня не проявим настойчивости, этот вопрос не будет решен еще много лет.

Модернизация и развитие
     Следующая архиважная задача – начать в этом году работу над Генеральным планом. Этот документ позволит привести территории городского поселения в соответствие с градостроительными требованиями, наметить пути развития на ближайшие 20-25 лет в плане хозяйственного, транспортного, многоэтажного и индивидуального строительства. Этим планом будут определяться правила застройки и землепользования, которые должны привести облик поселения в соответствие с его рекреационным назначением и не допустить создания промышленных объектов на его территории.
     – В таком случае, нельзя ли Генеральным планом запретить проезд тяжелого транспорта по дачному поселку?
     – Генплан предусматривает развитие транспортных путей. Это сложная проблема, поскольку здесь завязаны федеральные и областные интересы, в чьем владении находятся автомобильные дороги. Для Генплана будут рассчитаны допустимые пассажирские и транспортные потоки, в зависимости от их величины предложена схема альтернативных объездных путей. Нам предстоит решить трудную задачу – разработать Генплан в короткие сроки и за минимальные деньги.
     Следующая неотложная задача – модернизация существующих котельных на Дачной и Коллективной улицах. Здесь два пути: либо их газифицировать, либо ликвидировать, как класс, а дома переводить на индивидуальные источники отопления. Мы уже рассматриваем решения как по первому, так и по второму варианту. Несмотря на сложности бюджета, будем искать на это деньги, в конечном счете финансовые затраты окупятся снижением себестоимости тепла.
     Коммуникации, которые мы сегодня принимаем от района, требуют вложений. Постепенно будем их приводить в порядок - по мере наполнения бюджета. Чем больше соберем налогов, тем больше сможем отремонтировать водопроводных сетей, теплотрасс и т.д.
     – Кстати, о налогах, кто их устанавливает Загорянке?
     – С 1 января налоги на землю и имущество отданы поселениям, и мы сразу же почувствовали связанные с этим преимущества. Налоги напрямую поступают в наш бюджет, а его наполнение вызывает на данном этапе определенное удовлетворение. На сегодняшний день мы эти деньги, пусть скромные, но видим и можем их направлять на неотложные нужды.
     В нашем поселении более 5 тысяч объектов налогообложения, и мы заинтересованы в том, чтобы налоги с них собирались наиболее полно. К сожалению, это сделать не просто, так как во взимании налогов участвует несколько структур – налоговая инспекция, Роснедвижимость, Росрегистрация. А у семи нянек, как известно, дитя без глазу. Каждый орган предъявляет свои требования, в том числе технические, которые друг с другом не стыкуются. Поэтому квитанции на оплату налогов нередко не доходят до плательщиков.
     Ставки земельного налога, и льготы в том числе, устанавливает Совет депутатов городского поселения Загорянский. Налоговый кодекс установил максимальную ставку, она составляет 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, а Совет депутатов вправе дифференцировать ее от 0 до 1,5 %. Размер ставки учитывает максимально полную собираемость налога, потребности муниципального образования, социальную составляющую. На землю под индивидуальное строительство ставка установлена 0,3 %. Объекты социальной и общественной инфраструктуры – школы, поликлинику, клубы и т.д. – Совет освободил от уплаты земельного налога.
     – Подождите, подполковник поднял шум, что налог увеличился в 3 раза.
     – Когда земельный налог нам устанавливал район, ставка была 0,1 %. В общей массе районного бюджета этот налог не играл никакой роли, поэтому и Загорянкой никто не занимался. Но поскольку в бюджете нашего поселения это один из главных источников дохода, Совет принял ставку налога для коммерческих предприятий – 1,5 %, для юрлиц, которыми являются дачные и гаражные кооперативы – 1 %, физических лиц – 0,3 %. От уплаты налога мы освободили постоянно проживающих в поселении участников войны, инвалидов 1 группы, инвалидов детства.
     – Чтобы снизить финансовую нагрузку на граждан в условиях кризиса, Глава поселка внес в Совет депутатов предложение об изменении земельного налога.
     – Да, если Совет состоится, его предложение о снижении на 50 % ставки для ГСК и ДСК будет рассмотрено. Но этим организациям необходимо до конца года привести всю документацию в соответствие с действующим законодательством.

Заплати налог и спи спокойно

     – Сергей Николаевич, люди жалуются, что им не присылают квитанций на уплату налогов, а потом начисляют пени.
     – Налоговая инспекция не выпишет налоговое уведомление, если не обладает полной информацией по объекту налогообложения. По крайней мере, так она объясняет свою недоработку.
     – Что это значит?
     – Это значит, что в документах владельца земельного участка отсутствует, например, кадастровый номер или кадастровая стоимость, паспортные данные или место жительства. В этом есть вина Налоговой инспекции, Роснедвижимости и Росрегистрации, которые не могут договориться, как им свести все данные в одну базу. В соответствии с законом налоговое уведомление направляется по месту жительства налогоплательщика, к примеру в Москву или Королев, а не по месту нахождения имущества. Квитанция может быть выписана, но отправлена не на тот адрес по причине смены владельца участка или его места проживания, изменения площади объекта налогообложения и т.д.
Как будто вины налогоплательщика в этом нет. Но с другой стороны Налоговый кодекс в этой ситуации стоит не на стороне гражданина, утверждая, что уплата налогов является его обязанностью, и в случае задолженности вменяет уплату пеней. Чтобы избежать штрафных санкций, лучше обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о том, что уведомление об уплате налога не приходит в течение такого-то времени, приложить к заявлению копию паспорта с листом прописки и копию любого из правоустанавливающих документов на земельный участок. Заявление можно сдать в 110-й кабинет налоговой инспекции N16 под штампик либо направить письмом с уведомлением. Тогда инспекция или вышлет квитанцию, или сообщит, по какой причине не может начислить налог. А на нет и суда нет.
     – Все документы в наличии, землевладельцу начисляют налог, но он не платит. Редакции стало известно, что в списке должников есть печально известный «законник» В.С. Слесарев, его долг 9753 рубля. Какие санкции предусмотрены законом к нарушителям?
     – В связи с экономическим кризисом санкции могут быть жесткие. Налоговая инспекция вправе обратиться в суд о взыскании с гражданина задолженности и пеней, а при значительной сумме долга   возбудить уголовное дело.

Реальное управление

     – Скажите, раздел собственности с Щелковским районом завершился?
     – Да. Остались некоторые технические детали. По мировому соглашению нам передают объекты тепло- и водоснабжения. Мы получили все, что хотели, осталось это законодательно оформить.
     – Таким образом, все суды с районной администрацией закончены?
     – Кроме иска по финансовой задолженности за выполненные в 2008 году работы. Судебное разрешение правовых конфликтов – наиболее надежный способ выхода из ситуации, когда стороны не могут договориться. Поэтому в судах мы частые гости: в одних загорянская Администрация является истцом, в других – ответчиком, в третьих – заинтересованным лицом.
     – Если все вопросы с районом практически разрешены, можно надеяться, что мы будем дружить и сотрудничать?
     – Понимаете, какое дело… Процессы перераспределения полномочий между органами власти, скорее всего, на месте стоять не будут. Главное, чтобы районные власти понимали, что местное самоуправление на уровне поселений введено всерьез и надолго.
     – И отката на старые позиции из-за экономических трудностей не будет?
     – Основные всплески внимания федеральной власти к местному самоуправлению возникали именно в трудные периоды. Это 1991-й год, это 1995-й, когда пошла первая реформа, и это 1998-й, когда Президент подписал Указ о создании рабочей группы по созданию нового закона о местном самоуправлении. Более прозрачная, проще контролируемая и ближе всего стоящая к людям местная власть - это «подушка безопасности» для верхних уровней власти. Я уверен, что государство будет поддерживать развитие этой модели, как наиболее оптимальной.
     – Итак, все полномочия загорянская Администрация получила. Можно сказать, отвоевала, борясь с косностью и мракобесием. По плечу ли ноша, за которую взялась команда Озерова?
     – Нагрузка значительно увеличилась: бюджет, работа с ЖКХ, жилищным фондом, учреждениями культуры. Но мы были к этому готовы, даже в переходный период многое брали на себя.
Как видите, не только справляемся, как Вы сказали, с ношей, но ставим новые, серьезные задачи. Главное, что теперь нашим жителям стало гораздо удобнее решать свои вопросы.
Первые три месяца показали: мы сделали то, что обещали – Загорянка получила реальные рычаги управления на своей территории, а не бутафорскую видимость власти, к которой ее много лет склоняли.
Записала Н. Калитина