Газета «Новый горожанин» №1 (24) -2011 г.

27.01.2011 г.
Газета «Новый горожанин» №1 (24) -2011 г.

Продолжаем рубрику о знаменитостях нашего поселка рассказом о выдающемся деятеле отечественного кинематографа Юрии Николаевиче Озерове, создателе  киноэпопеи о Великой Отечественной войне «Освобождение»



ГЕНЕРАЛ ЭКРАННЫХ БИТВ – НАШ ВЫЗОВ ГОЛЛИВУДУ
к 90-летию со дня рождения кинорежиссера Юрия Николаевича Озерова

«Кинодержава только тогда может считаться империей, когда имеет тяжелую артиллерию, пригодную для массового поражения зрителя.
Роль такой артиллерии в советской культуре играл кинематограф Юрия Озерова. То, что он снимал, было, в сущности, не совсем кино. Режиссура Озерова походила на то, чем занимался его брат, спортивный комментатор Николай Николаевич Озеров – в его задачи входило свести разрозненные крики болельщиков в один могучий победный рев».
(Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Часть 1.
Кинословарь. 1986-2000. Том 2)

СПРАВКА.
Юрий Николаевич Озеров, Народный артист СССР, профессор ВГИК, Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.
Родился 26 января 1921 г.
Отец – Озеров Николай Николаевич (ум. в 1953) – Народный артист РСФСР, профессор Московской консерватории.
Мать – Озерова Надежда Ивановна (ум. в 1980) –домохозяйка, в молодости – актриса. Брат – Озеров Николай Николаевич – Народный артист РСФСР, Заслуженный мастер спорта, легендарный спортивный комментатор.
Жена – Озерова Диляра Керимовна – художник по костюмам на Мосфильме, ныне пенсионерка.
Сыновья: Сухомлин Владимир Александрович – математик, доктор технических наук, профессор; Озеров Николай Юрьевич – переводчик, работает в Индии.



Вещая фотография
Юра Озеров появился на свет и вырос в театральной семье. Перед его глазами был замечательный пример отца, солиста Большого театра, блестящего артиста и педагога. Окружающая жизнь была пропитана духом творчества, театралами были дядья и деды. Сохранилась фотография, на которой знаменитый Станиславский с артистом Качаловым и мамой 8-летнего Юры стоит, положив руку на голову ребенка. Будто благословляет. Есть и другой знаковый снимок: мама, улыбаясь, общается с Юрой, а младший сын Коля прилег на колени к отцу, крепко прижав к груди футбольный мяч.
Юра с детства любил рисовать, став взрослее, посещал школу живописи. Артистическая среда, в которой формировался юноша, предопределила выбор профессии: окончив среднюю школу, в 1939 году он поступил в Институт театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС). В том же году по Ворошиловскому набору его призвали в Красную Армию.
В те романтические времена «косить» от армии детям интеллигенции не приходило в голову. Служба Родине, длившаяся 3 года, считалась безусловной и почетной обязанностью, достойной всяческого уважения. Если юноша был здоров, он смело шел в армию, где не было ни дедовщины, ни вымогательства, ни откровенного бандитизма прапорщиков и сержантов по контракту. Учебу в ГИТИСе студенту Юре Озерову пришлось отложить, и, как выяснится позже, на долгие годы.
На войне
В 1941 году рядовым связистом 20-летний Юра Озеров встретил Великую Отечественную войну. Крещение огнем юноша получил в битве за Москву. Инициативного, хорошо владеющего пером бойца заметили и привлекли к штабной работе. Поначалу она казалась скучной, но вскоре пришло понимание, что без эффективной работы штабов не может быть успеха воинских частей на поле боя.
Юру Озерова направили на ускоренные офицерские курсы в Военную академию им.Фрунзе. Учиться приходилось прямо на фронте, в перерывах между боями. В 1944 году, закончив академию, он получил назначение офицера связи при Генеральном штабе. В этом качестве Юрий Николаевич принимал участие в разработке нескольких крупных операций.
Войну прошел, как говорится, от звонка до звонка и закончил в звании майора. Его боевой путь пролег от Москвы через Карпаты в Польшу и Восточную Пруссию. Освобождал Украину в составе 1-го и 4-го Украинских фронтов, Польшу – в составе 2-го и 3-го Белорусских фронтов, штурмовал неприступную немецкую цитадель – город-крепость Кенигсберг. При взятии этого фашистского логова погибло более 150 тысяч советских солдат.
Немцы приняли все возможные меры, чтобы подготовить крепость к длительному сопротивлению в условиях осады. В Кенигсберге имелись подземные заводы, бесчисленные арсеналы и склады. Система обороны включала в себя внешний оборонительный и три внутренних обвода. В центре находилась цитадель.
Во время 5-дневного штурма Юрий Озеров занимал наблюдательный пункт, оборудованный на высоком дереве, и как связист координировал полеты бомбардировщиков и точность массированных ударов авиации. В беспрецедентной операции было задействовано 5 воздушных и 6 сухопутных армий 3-го Белорусского фронта. 10 апреля 45-го последние очаги сопротивления немцев в Кенигсберге были подавлены и на башне Der Dona водружено Красное знамя.
Во время штурма Юрий загадал: если в этой страшной мясорубке останется жив, то сделает все, чтобы средствами кино рассказать о пережитом, о великой эпохе, в которую выпало жить.
Майор Озеров остался жив...

Крутой поворот
Война в конце концов завершилась. Перед 24-летним майором открывалась блестящая военная карьера, путь наверх к большим звездам был открытым и прямым, как стрела.
Однако театральная закваска, художественные наклонности и тяга к искусству, заложенные при рождении, сделали свое дело. Озеров принимает решение о крутом повороте жизни и осенью 1945 года возвращается в ГИТИС. А летом следующего, во исполнение своего зарока, подает документы во ВГИК – на режиссерский факультет. Несмотря на боевые заслуги, ордена и медали приемная комиссия предъявляет ему жесткие требования – сдать 23 экзамена, если хочет начать обучение сразу со второго курса.
В знаменитом институте Юрию Николаевичу довелось учиться вместе с будущими мастерами советского кинематографа, такими, как А.Алов и В.Наумов, Марлен Хуциев, неподражаемый Сергей Параджанов и многими другими.

Первые успехи
Уже первые постановки режиссера Юрия Озерова обратили на себя внимание специалистов и прессы. За фильм «Арена смелых» (1953 г.) он получает главный приз на Международном кинофестивале в Венеции. Это экранизация циркового представления, фильм-концерт, сделанный по собственному сценарию, с участием лучших молодых талантов советского цирка. Среди них Олег Попов и Борис Вяткин.
Там же, в Венеции, в 1955 году с интересом встречена следующая его кинолента – «Сын», отмеченная дипломом фестиваля. На главную роль в этом фильме режиссер пригласил Леонида Харитонова, ставшего кумиром своего поколения. Народную любовь к этому артисту можно было сравнить разве что с отношением советских людей к первому космонавту Юрию Гагарину. Главную женскую роль исполнила Надежда Румянцева, которую зрители обожали.
Кстати, в период работы над картиной «Сын» Озеров встретил свою жену – Диляру. Она трудилась на Мосфильме, куда пришла после театрального училища, закончив отделение художника по костюму. Однажды что-то остановило их друг против друга у павильона №1, самого большого на киностудии. Конечно, то была рука судьбы! Ведь и он, и она к этому времени были не свободны. Юрий Николаевич женат и имеет сына, у Диляры тоже есть муж и сын. Они ходили возле павильона, ходили, о чем-то говорили, говорили и не могли остановиться…
Дан приказ: ему – на запад, ей – в другую сторону. Такова жизнь кинематографистов. Они уезжали в съемочные экспедиции по разным частям огромной страны, работая каждый на своей картине. Встречались после съемок – если сроки окончания совпадали. И только в 1959 году, на фильме «Фортуна», жизнь и работа стали у них общими.
Вместе они прожили 42 года, и, как говорит Диляра, каждый день их был наполнен любимой работой и счастьем. В октябре 2011 года исполнится 10 лет, как она живет без своего Юры. Порой, перебирая в памяти дни и годы, прожитые в любви с Озеровым, она мысленно созерцает их с наслаждением и трепетом, как драгоценные камни.

Памятник
Почти 30 лет творческой жизни Ю.Н.Озеров отдал теме, загаданной при взятии Кенигсберга – теме Великой Отечественной войны.
Из 30 фильмов, поставленных режиссером, 18 посвящено войне. В письме с фронта, помеченном мартом 1945 года, есть такие строки: «Сколько приходится выносить рядовым бойцам пехоты, этим безвестным героям войны. Их страшный, адски тяжелый труд, порою невозможно себе представить. Только один русский человек может вынести все это. Я всегда буду преклоняться перед величием духа простого русского солдата…». То, что это были не пустые слова, он доказал своим творчеством. Фильмы Озерова стали грандиозным памятником Русскому солдату.
Главной работой, в которой проявился его уникальный талант, стала киноэпопея «Освобождение» (1970-1972), состоявшая из нескольких частей: «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин», «Последний штурм».
«Незадолго до того, как я взялся за работу над «Освобождением», – писал Ю.Н. Озеров, – на Западе вышло несколько фильмов о войне, где была смазана или принижалась роль Советской Армии, извращалась история. И мне, старому солдату, было нестерпимо обидно видеть подобные ленты…».
До Озерова о войне было много фильмов, «…но это были фильмы, где показывались отдельные эпизоды войны, типичные, но придуманные, не конкретные. Мне хотелось рассказать о войне в целом, показать, какой она была, сделать фильм в жанре исторической хроники», – говорил Юрий Николаевич.
Сегодня реконструкцией исторических событий никого не удивишь, этот прием постановщики используют сплошь и рядом. Озеров же был первым, кто ввел этот стиль в кинематограф, и его картины стали козырной картой в соперничестве Мосфильма с Голливудом. Эпопея «Освобождение», созданная по заказу Политбюро, ничем не уступала голливудским блокбастерам – ни размахом танковых сражений, ни сентиментальностью, ни поражающей мощью воздействия на зрителя.
Работая над «Освобождением», Озеров провел многие часы в беседах с маршалом Жуковым, помогавшим создателям фильма советами. Сценарий был поручен двум известным писателям — Оскару Курганову (он взялся за исторические сцены) и Юрию Бондареву, писавшему все «окопные» эпизоды. Когда обе части были готовы, Озеров приступил к созданию единого сценария. Утверждался он тяжело, а в ходе съемок претерпевал различные изменения, поскольку работу курировал ЦК КПСС. Юрия Озерова предупредили, что о первых двух годах войны не может быть и речи, картина должна начинаться с Курской битвы.
У фильма был огромный бюджет. Затраты требовались, прежде всего, на костюмы и вооружение. Режиссер добивался максимальной достоверности (главным художником по костюмам была Диляра). Так, мундир Сталина изготовил именно тот портной, что обшивал настоящего Сталина. Немецкие мундиры, за неимением оригинальных, также пришлось шить. Каски изготовили на подсобном производстве Мосфильма, там же сделали немецкие ордена. Советское обмундирование сохранилось на складах со времен войны, и с этим реквизитом трудностей не возникло.
Зато проблема возникла с военным снаряжением, в особенности германской армии. Нигде не нашли в нужном количестве «Тигров» и «Фердинандов», поэтому на Львовском ремонтно-механическом заводе были изготовлены 10 «Тигров» и 8 «Пантер». Министр обороны распорядился выделить сотню отечественных танков, которые перекрасили под немецкие — они были использованы на заднем плане. Всего в съемках участвовало 150 танков. Подобным образом обзавелись и самолетами: Як-52 в роли всех советских истребителей, чешские «Злин-50» – в роли «мессеров».
В съемках принимали участие более 3000 солдат. Они проходили как настоящие сражения: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолеты, на одном из них постоянно находился Юрий Озеров. Увязать действия всех родов войск во время боя — непростая задача, но она была решена.

Ветераны аплодировали стоя
Впервые со времен хрущовского развенчания «культа личности» перед зрителями предстал Иосиф Виссарионович Сталин – Верховный Главнокомандующий. Надо сказать, что в утвержденном сценарии Сталина не было и все эпизоды с ним режиссер снимал по ночам – на свой страх и риск. Он точно предугадал настроение людей: появление генералиссимуса на экране вызывало бурный восторг у зрителей, особенно у ветеранов войны, которые на каждом просмотре картины вставали, приветствуя экранного вождя аплодисментами.
Еще в процессе написания сценария Юрий Озеров твердо решил сделать Георгия Константиновича Жукова главным консультантом картины. Однако отставной маршал раздражал военное и партийное руководство, и Жукова консультантом не утвердили. Им стал Сергей Штеменко, предложенный маршалом. Тем не менее, Жуков передал Юрию Озерову только что законченную первую часть своих мемуаров и активно продолжал сотрудничать с ним во время съемок.
Книга Жукова подверглась резкой критике высшего генералитета страны — Андрея Гречко, Алексея Епишева и того же Штеменко, которым не нравились некоторые факты, описанные Жуковым. Это же касалось и «Освобождения» - их раздражало «чрезмерное преувеличение» роли Жукова в Великой Отечественной. На роль Жукова был приглашен Михаил Ульянов, и этот выбор получил одобрение Георгия Константиновича, с которым Ульянов виделся лишь один раз, и то мимоходом.
Роль Жукова стала фирменной для актера, он сыграл ее еще не раз (главным образом, в последующих фильмах Озерова о войне).
«Освобождение» стало культурным событием огромной силы, получившим небывалый резонанс. Фильм нес правду о войне, разоблачал фальсификаторов истории, чему способствовали и высокий авторитет Юрия Озерова, прошедшего через войну, и то, что негласным консультантом кинорежиссера был маршал СССР Георгий Жуков. Он был тогда в опале, но все знали, что его честность и принципиальность отлиты из твердой стали.
«Освобождение» оказалось в центре внимания международной общественности. Торжественные премьеры фильма прошли в 115 странах мира. Авторский коллектив в 1972 году был удостоен Ленинской премии.
Следующей крупной работой стали «Солдаты свободы» из четырех фильмов, созданных в содружестве с киностудиями Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Италии. Принципы реконструкции истории, найденные Озеровым в «Освобождении», получили в новом фильме дальнейшее развитие.
В жанре исторической хроники сделана «Битва за Москву», где нет ни одного вымышленного персонажа. В этом фильме Озеров выступил и как автор сценария, который, кстати, был полностью написан им у нас, в Загорянке. Международная премьера фильма состоялась в год 40-летия Победы и стала центральным событием XIV Международного кинофестиваля в Москве.
Галерею военных картин Озерова венчают «Сталинград» (1986), «Ангелы смерти» (1992), «Великий полководец Г.К. Жуков» (1996), а также телевизионный сериал из 24 фильмов «Трагедия века» (1994), посвященный 50-летию Победы.
Юрий Николаевич Озеров утвердил жанр военно-политической киноэпопеи и сделал это благодаря редкому умению сочетать художественность кинематографического образа с документальной точностью исторического факта. Поставленные им фильмы стали летописью эпохи и настоящими учебниками истории.

Превратности судьбы
Не последнее место в жизни Юрия Озерова занимал спорт. В детстве он играл в теннис и в соревнованиях побеждал брата Колю, пока тот не вырос и не стал чемпионом. Режиссер любил спорт, всегда им интересовался, в 1972 году участвовал в создании фильма о Мюнхенской Олимпиаде («Глазами восьми»), состоящего из 8 самостоятельных новелл. Он – автор первой новеллы («Старт»), за которую получил малую Олимпийскую золотую медаль.
Будучи руководителем творческой группы «Олимпиада-80», Озеров снял картину «Баллада о спорте» (1979) и фильм о Московской Олимпиаде «О спорт, ты – мир!» (1981), получивший одобрение и высокую оценку Международного Олимпийского комитета. За эту работу Юрию Озерову была присуждена Государственная премия СССР. В этом фильме должен был играть Ален Делон. Написав сценарий,  Юрий Николаевич обратился к актеру с предложением сыграть барона де Кубертена, возродившего Олимпийские Игры. Делон с радостью согласился, понимая, что новая историческая реконструкция станет событием в мире кино.
В 1979 году в Париже режиссер и актер провели переговоры, заключили контракт. Но судьба распорядилась иначе. В декабре советские войска вошли в Афганистан, и Западный мир во главе с США бойкотировал Олимпиаду-80. Делон вынужден был отказаться от роли, хотя очень об этом сожалел.

Время - главный судья
Критики считают, что фильмы режиссера Юрия Озерова страдают от чрезмерного веса, но такова черта, отличавшая советскую культуру той поры. Однако главным критиком является народ и время, а они свидетельствуют, что картины Озерова не стареют. Несомненно, «Народный баталист Советского Союза» делал не только то, что хотели от него партия, правительство и Госкино, но и то, что нравилось и продолжает нравиться зрителям, то есть народу.






Текст

С А.Делоном и М.Дарк. Мосфильм.1979.

К. С. Станиславский

Озеров, Олялин, Ножкин

Ю.Н. Озеров руководит авиаперелетом


С И. Моисеевым